Можно сказать,что Мэтт Дэймон стал сюрпризом кинематографа 1990-х годов. В конце концов, его ударный хит "Умница Уилл Хантинг", кажется, появился из ниоткуда, принес "Оскара" и разместил его на одном небе с такими звездами, как Гвинет Пэлтроу и Уайнона Райдер, обеспечил регулярными многомиллионными выплатами. Это хорошая история. Из грязи в князи, мечта многих и очень многих, а жизни Дэймона напоминают зеркало героя своего фильма.
Сам Дэймон, однако, возможно, видит свой путь в карьере немного по-другому. Мэтту пришлось повкалывать. Перед "Умницей Уиллом Хантингом" Дэймон уже великолепно сыграл несколько отличный ролей в отличных фильмах - каждый из которых, к сожалению, как это ни горько, прошли незамеченными. Дэймон дошел до нескольких сантиметров, отдаляющих его от славы и богатства. В самом деле, он мог бы добиться всего этого и без "Умницы Уилла Хантинга" - в конце концов он уже выиграл главную роль в экранизации романа Джона Гришэма Фрэнсисом Фордом Копполой. Поэтому успех Мэтта не следует рассматривать таким уж сюрпризом или шоком.
Урожденный Мэттью Пэйдж Дэймон родился 8 октября 1970 года в Кэмбриджском районе Бостона в штате Массачуссетс. Его отец, Кент, был банкиром-инвестором и специалистом по налогам, тогда как мать, Нэнси Карлссон-Пэйдж (отсюда среднее имя) была профессором образования в Колледже Лесли и специализировалась на образовании в младших классах. У Мэтта есть один брат, Кайл, на три года старше. Кайл - скульптор.
Первые два года своей жизни Мэтт жил в очень дорогом районе Ньютон в Бостоне, Массачуссетс. Однако, когда ему было два года, его родители развелись, и он уехал в близлежащий Кэмбридж. Этот район, где находится Гарвард, тоже был не из бедных, но не совсем такой же богатый, как Ньютон. Мать планировала сделать для Мэтта и Кайла все, чтобы они были преуспевающими и обеспеченными, но не замкнутыми от внешнего, реального мира. Таким образом одним соседом был Хауард Зинн, автор "Истории народа Соединенных Штатов". До него было всего полдома.
Мэтт был счастливым и немного застенчивым ребенком. За его уроками приглядывала мать. За все время обучения он был круглым отличником. Его отец, также серьезно участвовал в образовании сына, особенно в области истории бейсболла. Когда он появился в эпизоде фильм "Поле мечты", Мэтт нарвал травы в легендарном Парке Фенуэй, где тренировались "Бостонские Ред Сокс", и подарил их восторженному отцу. Мэтт, конечно, играл в Малой Лиге, в меру своих возможностей и вместе со всеми поклонниками "Ред Сокс" рыдал каждую осень от гнева и унижения, так как игры проходили неудачно снова и снова, а эти чертовы "Янки" снова выигрывали. Но, кроме родителей, был еще один важнейший источник, оказавший влияние на Мэтта, когда он только начинал жить. В 10 лет он познакомился с парнем, младше его на два года и живущим в двух кварталах ниже по дороге - с Беном Эффлеком.
Они ВСЕ делали вместе. Они играли в бейсболл, по-настоящему и на видео, и Темницы и Драконы. Они вместе ходили смотреть паршивые двойные фильмы, и они оба ходили в дорогую школу Риндж и Латынь. И в этой школе Мэтт серьезно занялся актерством.
Ему всегда нравилось исполнять роли. Действительно, он помнит, как еще ребенком пытался организовать пьесы со своим братом и местными пацанами. "Там полно этих моих фотографий и моего соседа, одетыми в пожарных", - говорил он позже журналу "Премьер" "и он всегда стоял рядом со мной, тольком не понимая, что мы делаем". И все-таки Дэймон не просто рано понял удволетворение от участия в хорошем шоу. Для него, жизнь актера, даже звездное царство Голливуда, были очень рельными направлениями. В конце концов, отец Эффлека пригласил на прием Дастина Хоффмана и Бен сам снимался в рекламе, когда ему было восемь лет, в телефильмах еще до того, как ему исполнилось десять лет и он снимался с Мэдлин Кан и Армандом Ассанте, когда еще учился в школе. Так что Дэймон РАБОТАЛ над искусством актера, точно также как он готовился к урокам. Джерри Спекка. Его преподаватель по драме в школе Риндж и Лэтин, заметила в нем "огромный потенциал и чудесный талант".
Вместе с Эффлеком,Мэтт работал в массовках и эпизодах во всех фильмах, снимаемых в городе. Затем в 16 лет он решил сделать это - Уехать в Нью-Йорк к ярким огням большого города. Его родители глубоко осуждали выбор такой карьеры, не дали денег на поездку. Но Дэймон только что снялся в рекламе и положил деньги на общий счет, куда он клал деньги вместе с Эффлеком. Эти деньги он и Эффлек использовали на прослушивания. Так что денег ему хватило.
Все началось фантастически хорошо. В Нью-Йорке Эффлек познакомил его со своим агентом, и его сразу же отобрали на роль в фильме "Фантастическая пицца" вместе с готовой взорваться Джулией Робертс. Потом был фильм "Добрая мама", режиссером которого был Леонард Нимой, а главную роль мамы исполняла Дайэн Китон, которая должна доказать свое дело в суде. И... все. Яркое начинание Дэймона привело к абсолютному ничего - фраза, которую он будет повторять большую часть десятилетия.
Мэтт вернулся домой для выполнения плана Б . Статус круглого отличника обеспечил ему место в престижном Гарварде. Когда он закончил Гарвард, то решил, что продолжать можно в Йельской Школе Драмы, Альма Матер великих, таких, как Мерил Стрип и Сигурни Уивер. Снова он окунулся в занятия и со временем получил одно из первых университетских писем по драматике - добившись всего сам.
Чрезвычайно практичный, Дэймон также искал возможности сыграть и получал роли. В "Воспитании сына" он влип в неприятности за то, что ушел из медицинской школы, также как и его отец, Брайан Деннехи, был бунтарем. Затем был фильм "Школьные узы", в котором еврейский мальчик борется за уважение в средней школе для богатых. В фильме снялись будущие звезды, такие, как Брендан Фрэйзер и Крис О'Доннелл, также хорошо как Дэймон и, естественно , Эффлек. Затем появилась большая, большая возможность - главная роль (вместе с обязанностью читать текст за кадром) в славной саге Уолтера Хилла о Старом Западе - "Джеронимо: Американская легенда".
С такой ролью в багаже Дэймон бросил Гарвард с 12 еще не сданными зачетами, необходимыми для окончания. Он поехал в Лос-Анджелес, уверенный в том, что его судьба состоялась. Как мог Джеронимо провалиться? Режиссером был Хилл, режиссер "48 часов" и "Воинов". Там были Джин Хэкмэн и Джейсон Пэтрик: там был Уэс Стьюди, который только что отснялся в "Танцах с волками" и "Последний из могикан": и был экологически дружелюбный, глубоко духовный настрой в пользу коренных американцев. Конечно все было готово для лавины "Оскаров".
Но и во второй раз ничего не произошло. "Джеронимо" был прекрасным фильмом, но странным и необъяснимым образом не привлек к себе зрителей. Дэймон, теперь с Эффлеком, завалившимся на его кушетку (а этим он занимался ГОДАМИ), опять пошел на поиски. Теперь началось темное время для Мэтта. Он отказался от денежной роли в фильме Сэма Рэйми "Быстрый и мертвый", только для того, чтобы увидеть как Леонардо Ди Каприо сыграет эту роль, и, вместе со вторым главным исполнителем броситься в гонку за звздным царством. Он проиграл Хоакину Фениксу роль в фильме "Умереть за" (To Die For), как и Эдварду Нортону в "Первобытном страхе". Единственная роль, которая ему досталась, была роль члена семьи Кэллоуэев в "Хороших, старых парнях", вестерне, поставленном Томми Ли Джоунсом, который сам великолепно сыграл главную роль.
Во время съемок, сидя в комнате Техасского отеля, он размышлял, почему он зарабатывает меньше, чем когда ему было 19 лет, как все должно было рухнуть, чтобы стать лучше. Его мысли вернулись, как уже было часто, к написанию прорывной роли для самого себя. Вообще-то мысли обратились к прорывной роли, которую он УЖЕ написал для себя. Еще в Гарварде, для класса английского Дэймон начал сценарий о молодом математическом гении, работающим уборщиком в Гарварде. Позже он еще поработал над ним с Эффлеком (чей отец в качестве бывшего уборщика из Гарварда частично вдохновил рассказ). Сценарий более или менее был завершен к 1992 году (первоначально это был триллер), но ребята постоянно его оттачивали. Много раз они также пытались продать его, но никто не покупал. Теперь, в состоянии отчаяния и разочарования, Дэймон решил пустить сценарий "Умница Уилл Хантинг" по второму кругу.
Наконец, они нашли покупателя. Беда была в том, что им был нужен фильм, но они не хотели, чтобы Дэймон и Эффлек снимались в нем (что совсем не укладывалось в их цель). Пара просто не была достаточно знаменитой и не имела приличных рекомендаций. Затем, как гром с ясного неба, все это переменилось. В то время, когда Дэймон вел бои за классные роли в больших проектах, Эффлек пошел путем независимых компаний, появившись в нескольких фильмах Кевина Смита. Так вот Смит взял "Умницу Уилла Хантинга" и отнес Харви Уайнстайну в Miramax. Уайнстайн уважал Смита, история ему понравилась, понравилась и цена. И, возможно, самое важное, он увидел, что Дэймон и Эффлек уже не были никем, какими они недавно были. По-крайней мере это касалось Дэймона.
Пытаясь продать "Умницу Уилла Хантинга" в последний раз (Дэймон утверждал, что он был на грани отказа), профиль Мэтта значительно вырос. Во первых, он прекрасно сыграл роль наркомана, ветерана Войны в Заливе в фильме "Мужество в бою", где главные роли исполняли Дензел Уошингтон и Мег Райан. Он пострадал за эту роль и даже опасно, похудев на 40 фунтов без помощи профессионального специалиста по питанию (метаболизм вернулся к норме только через несколько лет), но усилия его были вознаграждены. Он был великолепен и не мог быть не замечен.
|